AVerVision : Статьи о документ-камерах
 
(495)366-90-06
[email protected]

Статьи о документ-камерах

Увидеть своими глазами

Увидеть своими глазами
Интервью, опубликованное в Учительской газете.

 

Наиболее характерное для учителя состояние - состояние поиска. Он постоянно ищет такой вариант подачи материала, который облегчит восприятие и поможет надолго сохранить нужные факты в памяти учеников. Он не упускает возможности придумать новую задачу, сохранить копию уникальной фотографии, записать еще один пример к известному правилу. Наконец, он стремится к тому, чтобы сделать свой урок более интересным, превратить его в увлекательный процесс. В последнее время у педагога появилось много помощников в достижении этих целей. Среди них как простые устройства, например лазерные указки, так и очень сложные, например персональные компьютеры. Однако до сих пор существуют задачи, не подвластные всемогущей технике. Так, педагог по-прежнему собирает детей около своего стола, чтобы показать химическую реакцию, теряя при этом время и внимание ребят. Или «пускает по рядам» редкую репродукцию, рискуя ее сохранностью и снова – вниманием школьников. Решить эти задачи и сохранить при этом творческий подход к процессу преподавания помогает документ-камера. О ее устройстве и функциях мы поговорили с Андреем Дмитриевичем Ряхиным, генеральным директором компании «Стоик-М», продвигающей в России камеры AVerVision от компании AVerMedia Technologies.

Крупным планом
Андрей Дмитриевич, каков принцип действия этого устройства?
Документ-камера работает как видеокамера, но она не записывает изображение, а сразу же передает его на экран. Чтобы можно было лучше представить, приведу пример. Когда учитель хочет продемонстрировать всему классу какую-то схему или график, изображенный в книге, он помещает рисунок под «глазок» устройства, и увеличенное изображение появляется на экране, к которому подключена камера. Это может быть и экран проектора, и обычный телевизор.

В каких ситуациях документ-камера может пригодиться педагогу?
Думаю, что все учителя - люди творческие, и у них скоро появятся свои идеи. Самый распространенный вариант я уже описал: нужно показать классу изображение, которое существует в единственном экземпляре, например, репродукцию для сочинения по картине или редкий документ. Это может быть и небольшой объемный предмет, скажем, холмогорская игрушка.

Но ведь нужное изображение может быть в учебнике, а он есть на парте у каждого. Зачем же прибегать к посредничеству камеры?
Конечно, каждый может смотреть в свой учебник; вопрос в том, увидит ли он именно то, что нужно. Обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, учитель может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь. В этом помогает специальная функция, которая позволяет показывать не всё изображение, а увеличенные отдельные элементы.

Документ-камера проецирует на экран увеличенное изображение того, что видит сама. Можно предположить, что это свойство помогает при демонстрации опытов. Так ли это?
Вы правы, замечу, что камера способна оптимизировать этот процесс. Чтобы понять, вспомните, как проходит демонстрация опытов: дети собираются у учительского стола, смотрят опыт, потом расходятся по местам. На это уходит немало времени, кроме того, создается суматоха, которая чревата непредвиденными ситуациями. Другой вариант, когда дети наблюдают за опытом с мест, еще менее продуктивен, так как с последней парты невозможно толком разглядеть хоть что-то. Документ-камера проецирует изображение на экран, дети, сидя на местах, отлично видят, что делает учитель. При этом учитель не беспокоится за сохранность реактивов и видит, насколько внимательно дети наблюдают за происходящим, то есть может работать в спокойной обстановке. Камера также может использоваться для демонстрации процессов, которые не видны невооруженным глазом. В этом помогает специальный адаптер, с помощью которого она подключается к микроскопу и показывает то, что видно на стекле. Так что учителю больше не придется подходить к некоторым ученикам и показывать на их аппарате, что именно нужно увидеть.

Адаптер для микроскопа придумали производители. А какие творческие варианты применения устройства нашли учителя?
Преподавательница изобразительного искусства в одной из школ с его помощью показывает готовые рисунки сразу после их создания. Дело в том, что только что законченные работы на еще мокрой бумаге невозможно поднять так, чтобы их увидели все - краски могут поплыть. Но если положить рисунок под глазок документ-камеры, класс увидит изображение на экране. Более того, после урока она сохраняет изображения на флеш-карте или дискете учеников, и они уносят рисунки домой. Ведь сегодня у многих дома есть компьютеры, и родители тем же вечером видят детские работы. Кстати, документ-камера поможет и в организации родительских собраний. Например, классному руководителю не придется давать журнал в руки родителям и ждать, пока каждый ознакомится с оценками своего ребенка. Используя камеру, можно показывать результаты сразу всего класса, это существенно экономит время. А оно очень пригодится для решения вопросов, требующих коллективного обсуждения.

Вместе с компьютером Сегодня многие учителя работают с компьютером, создают презентации. Нужна ли им документ-камера?
Как я уже говорил, она позволяет демонстрировать движущиеся объекты, например, реальные опыты. Чтобы создать такую презентацию, придется где-то искать нужный видеофайл. Кроме того, с появлением документ-камеры у учителя появляется больше возможностей реагировать на ситуацию, привносить в урок элементы интерактивности и диалога. Например, презентацию можно прервать, чтобы показать фотографию из утренней газеты или только что полученного журнала. В ответ на вопрос с места можно на обычном листе бумаги набросать схему или формулу и тут же отобразить ее на экране, дополняя новыми элементами в процессе объяснения.

Найти видеофайл действительно непросто. Но фотографию можно отсканировать?
Да, но для этого нужно время, а мы говорим об иллюстрации, появившейся только что. Кроме того, не каждый объект можно отсканировать: для страниц старых книг это вредно, а толстые тома можно повредить. К тому же доступ к сканеру в школе обычно ограничен.

К работе готов
Мы много говорили о применении камеры. Какие функции обеспечивают решение перечисленных задач?
Все документ-камеры подключаются к компьютеру, что позволяет сохранять полученные изображения или включать их в презентацию в режиме реального времени. К некоторым моделям информационные накопители можно подсоединить напрямую, без участия компьютера, что ускоряет процесс сохранения файлов. Также стоит сказать о масштабировании изображения, то есть возможности увеличивать предмет на экране или показывать только его фрагмент. Для улучшения восприятия изображение можно преобразовать в черно-белый вид, отобразить зеркально или фронтально (справа-налево или сверху-вниз). Управлять камерой можно как с помощью кнопок на корпусе, так и с пульта дистанционного управления. Для удобства преподавателей у некоторых моделей пульт совмещен с лазерной указкой. Возможности и удобство использования расширяются благодаря дополнительным аксессуарам. Помимо адаптера для микроскопа, к ним относится светящийся планшет, который используют для демонстрации прозрачных пленок, слайдов или даже рентгеновских снимков. Вместе с камерой может поставляться блок подсветки с лазерными указателями, которые задают на столе зону видимости камеры. Наконец такой маленький, но важный аксессуар, как пленка против бликов. С ее помощью можно показать изображения с глянцевых страниц журналов или книг.

Какие технические средства потребуются для подключения устройства? Возможно ли подключение к телевизору?
Чтобы документ-камера заработала, требуется экран, на который она будет транслировать изображение. Это может быть экран проектора, компьютера или телевизор. Недостаток телевизора заключается в низком разрешении изображения, что может отразиться на качестве картинки при демонстрации фрагментов, мелких элементов и текста. Конечно, можно взять телевизор с большой диагональю, но он стоит так дорого, что за эти деньги можно купить проектор.

Легко ли работать с документ-камерой?
На мой взгляд, человек в состоянии справиться с документ-камерой, если он успешно пользуется телевизором, то есть умеет его включать и выключать, переключать каналы, менять громкость. По нашим наблюдениям, от момента, когда учитель спрашивает, что это такое и как с этим работать, до момента, когда он самостоятельно управляет устройством, проходит всего пару часов. Какие-то детали (использование эффектов, сохранение изображений), конечно, постигаются уже в процессе работы, когда появляется потребность расширить область применения.

В каталоге компании представлено несколько моделей. Чем они отличаются друг от друга?
Хотел бы отметить, что документ-камера - это название целого класса устройств, которые производит не только компания AverMedia, официальным дистрибьютором которой в России выступает «Стоик-М». На рынке также предлагаются документ-камеры от WolfVision (правда, самая дешевая модель стоит около 2000 евро), Elmo, Canon, Samsung, JVC. Некоторые из продуктов этих фирм обладают избыточными для школы функциями, например, возможностью подключения микрофона. Если говорить о моделях от AverMedia, мы предлагаем несколько вариантов: AVerVision 130, 300р, 300AF, 330 и SPC300. Функциональные отличия - это разрешение, тип штатива, возможность подключения дополнительных карт памяти,объем встроенной памяти и способ соединения с компьютером. Есть, конечно, и разница в цене. Простейшая документ-камера стоит около 16 тыс. руб., более сложные модели - от 25 до 50 тыс. руб.

Подойдет ли для школы базовая модель AVerVision 130?
Решайте сами. Эта модель выполняет все необходимые функции. Она позволяет показывать изображения, сохранять их в компьютере, легко соединяется с микроскопом. Отличие от более сложных моделей заключается в отсутствии встроенной подсветки, использовании другого типа штатива (гибкая трубка, тогда как у более сложных моделей используется раздвижной механизм), ограниченных объемах встроенной памяти (всего 4 кадра, тогда как у более дорогих камер - до 80 кадров). Однако, как замечают учителя, обычная настольная лампа оказывается гораздо лучше встроенной подсветки: она мощнее, и поток света можно регулировать. Гибкий штатив позволяет быстро изменить «угол зрения» камеры и показать предмет с другого ракурса. Наконец встроенной памятью пользуются далеко не все. Куда более существенна разница в разрешении. Четкость картинки у этой модели в два раза хуже, чем у AVerVision 300р. Но даже это имеет значение не всегда, а только если показывать мелкий текст, крошечные элементы.

И все-таки, какая модель больше подойдет для школы?
Все зависит от того, каким бюджетом она оперирует. Если осуществляется проект по полному оснащению образовательного учреждения современными компьютерными новинками, то дополнительные 5-10 тыс. руб. в таком бюджете не будут существенным препятствием. Когда тратится под 100 тыс. руб. на интерактивную доску, разница в стоимости различных моделей камер не так заметна. Тут я, конечно, скажу, что лучше брать более совершенную модель. С другой стороны, если на счету каждый рубль, лучше брать более дешевую модель, чем не брать вообще ничего. В конце концов разница в нюансах, и основной функционал базовая модель все-таки выполняет.

Сколько камер, на ваш взгляд, необходимо иметь в школе?
В идеальной школе, школе будущего, рабочее место каждого учителя должно будет оборудовано компьютером, интерактивной доской и документ-камерой. В реалиях сегодняшнего дня было бы хорошо оснастить камерами кабинеты биологии, ИЗО, физики, химии и математики. Так что получается 5 штук. Впрочем, на начальном этапе можно использовать и одну камеру. Этому способствует мобильность тех устройств, которые предлагаем мы: камеры весят всего несколько килограммов, что позволяет переносить их из класса в класс. То есть учителя могут использовать документ-камеру по очереди, в зависимости от потребностей. Дополнительную информацию о документ-камерах можно получить на сайте www.avervision.ru.


Возврат к списку