AVerVision : Статьи о документ-камерах
 
(495)366-90-06
[email protected]

Статьи о документ-камерах

Живые картинки. Новейшее оборудование повышает мотивацию к учебе, как у детей, так и у педагогов.

Наталья Склярова
Живые картинки. Новейшее оборудование повышает мотивацию к учебе, как у детей, так и у педагогов.

Статья об использовани документ камер в образовании. Взгляд журналиста ежемесячного журнала "Лидеры Образования". Краткие интервью с учителями.

Первый раз документ-камеру, еще не зная, что это такое, я увидела в Политехническом музее, на лекции заезжего профессора из Великобритании. Лекция посвящалась парниковому эффекту и спасению окружающей среды, была рассчитана на школьников, и в программу входили химические опыты. Профессор за кафедрой разводила в колбах порошки и капала реактивы в пробирку, но даже с задних рядов огромного зала все реакции, шипение, булькание и кипение, были прекрасно видны – потому что действия профессора повторялись на большом экране! Кто бы мог подумать, что меньше чем через год точно такое чудо техники появится в российских школах.

Прибор называется документ-камера, устроен он предельно просто. По сути, это камера с возможностью увеличения и показа на экране. Для удобства используется раздвижной или гибкий штатив – «гусиная шея». Но кроме выведения картинки на экран с помощью документ-камеры можно еще и сохранять изображение на компьютере, чтобы затем производить с ним разные манипуляции. Конечно, для среднестатистической школы такой прибор не является вещью первой необходимости (есть и более насущные проблемы, например, оснастить классы компьютерами). Но чудом или роскошью документ-камеры в наше время тоже не назовешь: сегодня их закупают не только элитные школы, но и самые обычные. Ведь это инструмент, позволяющий сделать уроки нагляднее и увлекательнее, а значит, эффективнее.

НАГЛЯДНО И ЭКОЛОГИЧНО
Документ-камера нужна в первую очередь в тех случаях, когда нужно показать всему классу предмет, существующий в единственном экземпляре. Помню, во втором классе на природоведении нам демонстрировали опыт с градусником: опускали его в банку с горячей водой, и ртутный столбик поднимался вверх. Затем учительнице нужно было показать, как градусник лопнет и ртутный столбик распадется на отдельные нерастворимые шарики. Опыт, в общем-то, элементарный, только вряд ли из тридцати человек хоть один увидел что-либо, кроме самой емкости и термометра. Чтобы хоть как-то зафиксировать результаты эксперимента, учительница пустила банку с разлившейся ртутью по рядам. Мы передавали ее из рук в руки и, конечно, макали в воду пальцы, пытаясь достать шарик. Страшно представить, что сказали бы сотрудники СЭС, побывав на таком уроке!
Теперь представим: если бы у нашей учительницы была документ-камера, опыт занял гораздо меньше времени, не говоря уже о полной наглядности и экологичности. Банку с градусником достаточно было поставить под камеру, включить подсветку – и все.
Точно так же можно поступить с любым предметом со стола учителя, который по каким-то причинам невозможно растиражировать и раздать всему классу – будь то график функций, редкая книга с изображением старинной гравюры, хрупкая сушеная бабочка, ваза, которую нужно нарисовать с натуры, репродукции картин для урока МХК или детские поделки, которые желательно обсудить коллективно. Документ-камера позволяет показать мелкие предметы крупно – это особенно важно, учитывая, что детей с хорошим зрением остается все меньше.

ИЗЯЩНО И РАЦИОНАЛЬНО
Аксессуары, прилагаемые к камере, позволяют использовать ее и на других уроках. Например, вы хотите показать пожелтевший лист на просвет. Берете специальную подставку – световой планшет, по виду и размерам похожий на сканер. Кладете лист сверху, включаете кнопку подсветки снизу, направляете на лист камеру – готово! Точно так же можно показывать слайды, негативы, рентгеновские снимки – все, что требует разглядывания на просвет.
Наверное, каждый из нас хотя бы однажды рассматривал в микроскоп луковую кожицу или крылья мухи-дрозофилы. Прежде чем раздать классу микроскопы, учитель показывал, что именно мы должны увидеть. Показывал на потертом, выгоревшем на солнце, видавшем виды плакате. А теперь представьте, насколько заинтригованы будут ученики, если заранее продемонстрировать им не нарисованную, а настоящую клетку на огромном экране, и потом предложить увидеть то же самое самостоятельно! Мотивация к обучению, о которой сейчас так много говорят, - это ведь по сути обычное исследовательское любопытство. Разбудить его – значит сделать обучение куда более эффективным. Причем, предоставляя учителю возможность пользоваться новыми технологиями, мы повышаем и его мотивацию тоже: ведь и ему куда приятнее, когда урок проходит на высоком уровне.
Камера также позволяет экономить время. В том числе на контрольных работах: вместо того, чтобы выписывать мелом на доске варианты, а потом возиться с мокрыми тряпками, учитель просто кладет страницу с напечатанным заданием под лампу. Точно так же можно поступать на уроках литературы, когда нужно показать, например, старославянский текст «Слова о полку Игореве» из раритетного дореволюционного издания. Аналогично - с любыми материалами, подготовленными заранее. Допустим, дома вы начертили график на стандартном листе формата А4. Нажатие одной-единственной кнопки копирует его прямо на экран, избавляя от необходимости переносить рисунок на доску мелом.
Визуализация – далеко не единственный способ применения камеры. Новые модели представляют собой более сложное самостоятельное устройство, вроде компьютера. Прежде всего, у камеры встроенная память: на нее можно записывать изображения объектов и позднее вызывать их на экран. Это значит, что вам не нужно нести с собой в школу все предметы, которые вы хотите показать, – достаточно снять их заранее. К некоторым моделям прилагаются сменные флеш-карты. Особенно ценно то, что камеру можно подключать к цифровому фотоаппарату (или переписать изображение с него в память камеры). Допустим, вы съездили в экзотическое путешествие и хотите показать фото своим ученикам. Выбирая дома фотографии, вы записываете их на флэшку и приносите ее в класс, где у вас установлена документ-камера. Вставляете карту в камеру и транслируете фото на весь экран.

СТИЛЬНО И ПРОСТО
Вероятно, российская образовательная среда еще не достигла того уровня, чтобы документ-камеры можно было поставить в каждой школе. И дело не только и не столько в цене: стоит прибор не так уж и дорого - самая дешевая модель, функций которой вполне хватит для нужд
школы, обойдется долларов в шестьсот. Правда, документ-камера требует соответствующего окружения: как минимум в классе должен быть телевизор или видеопроектор с экраном, или интерактивная доска. Есть и другая трудность: большинству педагогов пока еще сложно преодолеть страх перед техникой. Видимо, эта черта интернациональна – притом что камера предельно проста в применении.
По словам Кристин Хсие, менеджера по продажам компании «AverMedia», которая поставляет документ-камеры в страны Азии, Западной Европы, а теперь и в Россию, в большинстве школ Тайваня стоит новейшая техника, государство считает нужным выделять на это деньги. Однако многие учителя предпочитают по старинке использовать кодоскоп (демонстрационный проектор), нанося изображение на пленку. Статистика показывает, что даже в развитых странах учителям нелегко переходить на новые формы работы. Но очевидно, что чем скорее педагоги заставят себя использовать современные технологии, тем качественнее будет обучение. Психологи утверждают, что у современных детей сильнее всего развит зрительный канал информации: телевидение и кино этому очень способствуют. Поэтому даже самый талантливый учитель не может сегодня «выехать» только на собственной харизме, на умении хорошо говорить.
В настоящее время документ-камеры чаще всего используют во время презентаций и конференций, и понятно, почему. Даже среди «продвинутых пользователей ПК» не каждый умеет создавать презентации на компьютере: нужно знать специальные программы. Использовать демонстрационный проектор тоже не очень-то удобно, тем более, что в современных лекционных залах его, как правило, не найти. С документ-камерой презентация не только проще строится – вы получаете материал, который сможете потом перекомпоновать и использовать для других случаев. Например, при создании отчетов – неважно, для встречи с родителями или для представления в министерстве.
При всем при том устроена камера предельно просто, это не навороченный компьютер – функций у нее не так уж много. Мы могли наблюдать, как легко управляются с прибором десятилетние дети. Они за несколько минут разобрались в настройках: навести на резкость, приблизить объект, изобразить в негативе, в черно-белом режиме, подсветить, подсоединить переходник для микроскопа, зафиксировать изображение. Вот почему те, кто освоил технику нового поколения, уже вряд ли вернутся к устаревшей.


Что такое документ-камера?
Ее также называют видеопрезентером и визуализатором. Разночтение обусловлено различием оригинальных англоязычных определений: одно и то же устройство каждый производитель называет по-своему. Однако общая идея очень проста. Это специальная видеокамера на штативе, оснащенная необходимыми выходами для передачи изображений реальных объектов (размером от нескольких миллиметров до десятка сантиметров) на большой экран (или сразу несколько экранов). Таким образом, изображение любого предмета со стола учителя – график, глобус, страница книги, пробирка с реактивом – становится крупным и хорошо видно всему классу.


Сферы применения документ-камеры
* На уроках физики и химии: демонстрация в динамике опытов и процессов
*На уроках биологии и анатомии: показ на экране увеличенных изображений препарированных объектов с микроскопа
* На уроках истории, географии и литературы: показ уникальных текстовых и художественных документов, карт, фото, слайдов
* На уроках обществоведения и иностранного языка: демонстрация вырезок из газет и фотографий «на злобу дня»
* На уроках ОБЖ, труда и природоведения: детальная пошаговая демонстрация выполняемых операций и получаемых результатов
* На уроках рисования и творчества, на ученических конференциях: демонстрация ребенком собственных работ для обсуждения в зале
* Для официальных мероприятий и родительских собраний: демонстрация материалов для отчета


Дополнительные возможности
Адаптеры для микроскопа. Набор специальных переходников для подключения камеры к микроскопу и выведения на экран увеличенных изображений микрообъектов.
Встроенная подсветка. Лампы подсветки позволяет использовать камеру в затемненном помещении.
Световой планшет. Нужен для просвечивания полупрозрачных материалов (пленок, слайдов, рентгенограмм). В стационарных камерах планшет уже встроен, к портативным моделям обычно предлагается как дополнение.
Световые указатели. Удобная функция, предназначенная для выделения световыми точками в предметной плоскости поля зрения камеры.
Все эти приспособления входят в комплект только к самым дорогим моделям, и они далеко не всегда бывают нужны в школьном обучении. С этой точки зрения гибок подход компании AVerMedia Technologies, предлагающей 4 функционально различных модели документ-камер: AVerVision 130/300p/330/530 (в ценовом диапазоне от 16 до 55 тысяч рублей) - и набор необходимых аксессуаров к ним. Самая популярная модель – базовая, AVerVision 130. Она проста в управлении и вместе с тем обладает всеми необходимыми для решения школьных задач функциями.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ
В московской гимназии № 1518 документ-камеры уже вовсю используют в учебном процессе.

Наталья Владимировна Киселева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- Сегодня уже невозможно вести уроки, как раньше, объясняя вслепую или на пальцах, - такое занятие просто не будет эффективным. В нашей гимназии компьютерную технику освоили уже даже учителя литературы, которые были настроены консервативнее всех. Теперь и они используют на своих занятиях презентации. Поэтому как только мы узнали о существовании такой техники, сразу же закупили четыре камеры. Три из них путешествуют из кабинета в кабинет, а четвертая установлена в лекционном зале: мы даже заказали под нее специальную кафедру.

Наталья Васильевна Новожилова, заместитель директора по научно-экспериментальной работе:
- Современное оборудование позволяет не только оптимизировать учебный процесс, но и сделать его стильным, модным. Для детей это очень важно. Им важно сознавать, что их школа - «продвинутая», чтобы они могли этак походя, между делом похвастать сверстникам во дворе, родителям, старшим братьям и сестрам, на каком оборудовании они сегодня работали. Им нужно чувствовать, что в их гимназии все самое лучшее. Это повышает их интерес к учебе, подстегивает мотивацию. В нашей гимназии к компьютерной технике уже давно привыкли, ею уже никого не удивишь. А вот документ-камера – это суперсовременный аппарат; работая с ней, чувствуешь некий шик, причастность к XXI веку.


Возврат к списку